Это пригодиться всем тем кто регестрирует орков
Орки: вид сбоку.
1. Оркогенез, или Сферический орк в вакууме.
Рассказ у нас пойдет в особенности об орках, и, заметим, это будет крайне непростым делом. Профессор не упростил нам задачу, потому что концепция орков, как всем известно, менялась у него некое неописуемое количество раз. Решив под конец жизни упорядочить представления об этом странном народе, он вместо одной более-менее четкой теории представил с десяток крайне противоречивых, начеркал чего-то на полях и на этом успокоился.
Давайте рассмотрим представленные нам варианты.
1. Самый ранний, из «Утраченных сказаний». Там орки – гоблины, гламхот – своего рода «големы» или «роботы», существа сугубо искусственные.
2. Классический, «сильмариллионский». Там орки – измененные Морготом эльфы.
3. Три крайне любопытных из «Преображенных мифов». Первая – что орки есть мелкие умаиар, заточенные в орочьих телах. Вторая – что они искусственно «гуманизированные» животные. Третья – что орки произошли от людей.
Самоочевидно, что для определения того, что есть орки и с чем их есть (или с чем именно и как они съедят Вас) – следует определить, что они собственно есть такое. Я долго пытался свести одно с одним, но по итогам пришел к достаточно неконвенционному выводу: проще всего не пытаться выцепить из Профессора конкретную единичную версию, потому что все имеющиеся по сути не противоречат друг другу.
Смотрите. Предположим, что Мэлькор во время оно задумывался о создании/искажении собственного народа. Он создал некую концепцию облика и поведения и внушил ее ряду своих слуг – древних Маиар Диссонанса. После этого он и его слуги отловили значительное количество эльфов и изменили их в соответствии со своими вкусами. Орки-Маиар (Болдоги) жили среди этих орков-эльфов и, скорее всего, скрещивались с ними (как этакая черная версия Мэлиан и Тингола). Впоследствии Мэлькор мог влить в это сообщество и немалое количество захваченных им и обольщенных людей, и их, возможно, ему бы даже не пришлось особенно искусственно искажать – их могли морфировать под себя уже имеющиеся орки. С которыми они также скрещивались. Но Мэлькору ничего не мешало при этом создать и сколь угодно большое количество искусственных тел, движимых его волей – смог же Ауле создать големическую протооснову карлов. Эти «псевдоорки» действительно не обладали своей волей и не имели своей души – в отличие от всех упомянутых ранее – т.о., и собственной инициативы у них не было, зато они были незаменимы в качестве «расходного материала» на войне и по необходимости клепались в любом произвольном количестве – вот вам и превышающие любое разумение армии орков. К этой же группе могли относиться изувеченные «под орков» звери, которых сам Моргот или его подручные могли гнать вместе с големами в качестве «живой волны» на эльфийские крепости. Но очевидно, что ни те, ни другие к скрещиванию с «настоящими» орками были неспособны.
Следовательно, после падения Моргота мы имеем оставшуюся в мире популяцию орков, состоящую из бывших эльфов, бывших людей, немногочисленных Болдогов-маиар – и потомков всех трех видов. Почему не сохранились, как я считаю, орки-големы? Потому что когда иссякла поддерживающая их воля, они неизбежно должны были превратиться в то, чем являлись на самом деле – в безжизненную материю. Ни о каком бегстве на восток и основании собственных общин речи здесь идти уже не могло. А орки-животные, думаю, после падения подчинявшей их воли могли пытаться вернуться к животной жизни – но, скорее всего, тоже вымерли за отсутствием у них к тому моменту нормальной этологии. Таким образом главными составляющими орочьего сообщества будут «эльфы» и «люди».
Что могло бы быть подтверждением этой теории? Например, наличие среди орков выраженных «эльфийских» и «человеческих» подмножеств. Есть ли у нас такой пример? Осмелюсь сказать, что есть.
Среди орков Мордора были замечены два очень явных «сословия», точнее, популяции – они сильно отличались внешне. Это крупные, дисциплинированные и явно долгоживущие уруки – и мелкие, хитрые, но трусливые снаги. Не являются ли эти две «подрасы» остаточным следом разделения орков на «эльфов» и «людей»? Заметим, что уруки относятся к снагам как к низшей расе – не удивлюсь, если некое органическое высокомерие эльфов по отношению к людям в морготической искаженной среде достигло здесь своего апогея. Что же до Болдогов, то, возможно, к тому моменту чистых Маиар среди орков не осталось, или они не стали служить Саурону – но, например, среди независимых орков Туманных Гор упоминается великий вождь с характерным (возможно, наследственным) именем Болг, вполне могущий быть потомком этой самой «маиарской» линии.
2. Незамысловатый орочий быт.
Теперь давайте попробуем взглянуть на наших орков поближе. Если они происходили от Эрухини – со всей очевидностью, у них должны были остаться определенные признаки, отличающие их от животных или бездушных големов. Например, что мы знаем о внешнем их виде? Со всей очевидностью, к третьей эпохе окончательно закрепился обще-орочий фенотип, имеющий определенное сходство с монголоидной расой людей. Не самое страшное, что можно представить. А что мы знаем о внешности древних орков?
«Среди них были настоящие Орки, те самые, кто впоследствии разрушил Бэлерианд; но они были еще немногочисленны и разрознены, и всего лишь разнюхивали дороги в эти земли, ожидая возвращения своего Властелина. Откуда они пришли и чем являлись – Эльфы не знали, предполагая, что, может быть, это Авари, которые в глуши одичали и озлились. Говорят, что они были опасно близки к истине.» /1. The Grey Annals (The Annals of the Beleriand). /GA1+GA2/
Итак, эльфы принимают орков за одичавших и озлобившихся эльфов. Если бы они действительно выглядели как чудовища, вряд ли это было бы первое, что пришло бы Синдар на ум. Кстати, големами эти существа не могли быть, потому, что Мэлькор в то время благополучно пребывал в плену и контролировать происходящее в Бэлерианде был категорически неспособен.
Теперь давайте посмотрим, на что была похожа «культура», если можно так выразиться, этих существ. Полагаю, что големы или звери были бы вряд ли способны к мастерству или искусству – что же орки?
«…Победа эльфов была оплачена дорогой ценой. Ведь жители Оссирианда были легко вооружены – никакого сравнения с Орками, облаченными в железо, несущими железные щиты и вооруженными тяжелыми копьями с широкими наконечниками.» /Silmarillion-1977. Quenta Silmarillion /Silmarillion/. 10. Of the Sindar./
Тем самым стоит предположить, что у орков была по крайней мере на средневековом уровне развита металлургия и ремесло изготовления оружия. Но это еще само по себе ни о чем не говорит – в конце концов, оружием их бы мог снабдить Моргот самолично. Но вот о чем такого уже не скажешь, так это об умении творить что-либо вроде стихов или песен. В мире Толкина подобное со всей очевидностью является прерогативой существ, наделенных свободной душой.
«В долине у предгорий, около бегущих вод Талоса, Фэлагунд увидел огни в темноте, и вдалека расслышал звуки песни. И он весьма удивился, потому что Зеленые эльфы этой земли не разжигали огней, и никогда не пели по ночам. Сначала он испугался, подумав, что это отряд орков прорвал осаду Севера, но подождав и прислушавшись, понял, что это не так; потому что пели на языке, которого он никогда раньше не слышал, и это не был язык Карлов или Орков.» /Silmarillion-1977. Quenta Silmarillion /Silmarillion/. 17. Of the Coming of Men into the West./
Итак! Финрод Фэлагунд, прямо скажем, не последний среди эльфийских многознатцев, всерьез предполагает, что орки умеют петь. Более того – их песни были не менее (хотя, вероятно, и не более) приятны на слух, чем песни людей – ведь Финрод понял, что перед ним не орки, только по языку, а не по благозвучности пения.
Что же нам известно об еще одном искусстве, знакомом эльфам и людям – искусстве письменного слова? Есть ли что-либо подобное у орков? Такое нам неизвестно, за исключением одного упоминания:
«Весь пъедестал был исчеркан мерзкими символами, которые использовали отродья Мордора» /LotR. 4:7. Journey to the Cross-roads./
Но это – неоднозначное свидетельство, потому что эти «символы» могли быть и попросту рисунками. Зато гораздо более нам известно о непосредственно изобразительном искусстве поздних урук-хай.
«Это орочье оружие – сказал он, держа кинжал на отлете и с отвращением глядя на резной черен: тот был сделан в форме страшненькой головы с раскосыми глазами и ощеренным ртом» / LotR. 3:5. The White Rider./
Не спорю, что перед нами пример вполне устрашающей работы – но древние скандинавы тоже украшали свои боевые корабли очень страшненькими дракончиками, что не отменяет их несомненной принадлежности к племени искусных творцов.
О самом важном с эльфийской точки зрения свидетельстве разума – языке – мы подробнее поговорим позже. Пока лишь замечу, что Толкин и впрямь не жалеет для него ругательных эпитетов:
«Орквин, или Орквиан, язык Орков, солдат и созданий Моргота, частично происходил от Валарийского наречия, потому что имел источником Вала Моргота. Но язык, которому он обучал, он сознательно извратил и сделал злым, как он делал и со всеми остальными вещами; и язык Орков был грубым и мерзким, и ничем не напоминал языки Квэнди.» /LsR (HME5)/2:5. The Lhammas. Lhammas B. On the Valian Tongue and its Descendants./
На эту цитату не ссылается только ленивый. Но давайте-ка посмотрим, что там сказано дальше. А сказано там, например, что:
«Карлы имеют способности к мастерству и ремеслам, но не к искусству, и никогда не сочиняют стихов».
Отлично. Тем самым если мы утверждаем эту цитату как достоверный источник, нам придется забыть о песнях Торина и Гимли, о красоте Наугламира и вообще всей утонченной эпике подгорного племени. Я не думаю, что мы на это готовы.
3. Под рубрикой «Их нравы».
Недоговороспособны, агрессивны беспочвенно, бесконечно жрут друг друга, не знают ни власти, ни закона… такими мы понаслышке знаем орков. Но давайте посмотрим, что на эту тему говорит нам текст.
«Орки часто преследуют врагов на протяжении многих лиг по поверхности, чтобы отомстить за павшего предводителя» / LotR. 2:6. Lothlorien./
Это прямая речь не кого-нибудь, а Арагорна. Вот уж кто, я думаю, видел орков во всех их видах. Тем самым мы можем предположить, что у наших подопытных присутствует как минимум клановое или племенное сознание, когда вождь является чем-то особо ценным, причем не только с практической, но и с идеологической точки зрения. Если бы они не воспринимали своих вождей как что-то, чему они обязаны верностью, а подчинялись только из страха – зачем мстить за его смерть? Да еще предпринимать ради этого долгий и страшный поход по чужим землям?
«Мы проделали весь путь от Шахт, чтоб убить, чтоб отомстить за наших! Я хочу убить их – и уйти назад, на север» /LotR. 3:3. The Uruk-Hai./
- так говорит уже непосредственно орк из Туманных гор.
Еще одно частотное обвинение оркам – в том, что они настолько ненавидят друг друга, что готовы убивать и жрать себе подобных когда и где угодно. Не спорю, что другие народы и правда зачастую воспринимаются орками как пища. Но смотрите, что происходит, когда один орк обвиняет другого в поедании орочьей плоти!
«Свиньи, он говорит! Как вам, ребята? Нас обзывает свиньями этот золотарь на службе у мелкого грязного колдуна! Да они орчатину жрут, я уверен!» Множество громких воплей на орочьем наречии отозвалось ему, и загремело обнажаемое оружие.» /ibid/
- и начинается страшная резня. То есть обвинение в «пожирании орчатины» для орка – страшное, смертельное оскорбление. Вполне укладывается в ту модель племенного сознания, вполне свойственную и людям, где есть «чужие», которых можно в целом за людей не считать, но есть и «свои», которых просто так жрать нельзя, за которых надо мстить врагам и которым надо приходить на помощь в нужде – вспомним, как в той же главе ВК орк Маухур бесстрашно кидается на помощь окруженному Углуку, хотя мог бы превосходно отсидеться в лесу, куда конные роханцы не полезли бы.
Но к слову о «чужих»! И здесь все не так просто.
«Во дни Кириона Наместника произошло нашествие Балхот, которые объединились с Орками и пересекли Андуин…» / UT/3:2. Cirion and Eorl. (iii) Cirion and Eorl./
Итак, в нужде орки способны объединяться не только с себе подобными, но и с людьми – истерлингами-кочевниками, и долгое время действовать с ними в одном строю. Если бы орки то и дело били в спину своим союзникам-балхот и жрали их мертвечину, сомневаюсь, что такой «союз» смог бы представлять для Гондора какую-либо угрозу. А ведь это была страшная война, чуть не погубившая Королевство.
Мне могут сказать, что этот союз искусственно сколотил призрачный Саурон или виртуальные назгулы, которым орки всегда, вообще всегда рабски покорны. Но давайте посмотрим, как на самом деле орки относятся к своим временным хозяевам из числа морготов, сауронов и прочих подобных.
«- Хотел бы я оказаться подальше ото всех этих. Но сейчас война. Потом, может, и будет попроще… Они говорят, дела идут неплохо.
- Им бы того хотелось, - проворчал Горбаг. – Посмотрим. Но так или иначе, если все и впрямь пойдет неплохо, места-то поприбавится. Что скажешь? Если получится, слиняем с тобой подальше, осядем на воле, с десятком верных парней, где-нибудь, где можно вдоволь погулять да поразжиться добычей, и никаких начальников.
- Ах! – сказал Шаграт. – Как в добрые старые времена.
- Угу. – сказал Горбаг. – Только не особо-то на это рассчитывай. Чего-то мне не по себе. Я ж говорю, Большие Начальники, э!.. – его голос упал до шепота – ух, ну, даже Самый Большой… могут ошибиться. Что-то может не срастись, говоришь? А я говорю – уже не срослось! Надо бы нам быть настороже… Всегда бедолаги Уруки все разгребают, а спасибо-то никто не скажет. Но имей в виду, что враги любят нас немногим больше, чем Его, и если они Его завалят, мы-то тоже завалимся.» / LotR. 4:10. The Choices of Master Samwise./
Этот отрывок – вообще жемчужина для прикладной оркологии. Здесь мы видим и то, что орки служат Саурону безо всякого удовольствия, не уважают ни его, ни его старших прислужников, и только и думают, как бы слинять подальше в небольшой компании – sic! – «верных» парней. И удерживает их на месте не только страх, но и предположение о том, что договор с западными для них невозможен – и то не благодаря абстрактной ненависти орков к врагам, а благодаря тому, что с точки зрения орков эльфы не отличают их от собственно Саурона. Но – заметим! – здесь наших подопечных подводит их искаженное восприятие. Потому что на самом деле это не так, и реальные эльфы – а также их союзники – думали об орках совсем другое.
«...Поэтому, хоть орки и были пальцами на руке Моргота, и с ними надлежало воевать не на жизнь, а на смерть, тем не менее, они не заслуживали применения к себе их собственной жестокости и вероломства. Пленных орков нельзя пытать, даже для получения сведений, необходимых для защиты домов эльфов и людей. Если орк сдавался и просил пощады, он должен был получить ее, все равно какой ценой.» /Quendi/Eldar, app.C/
Этот текст относится к Первой Эпохе. Но традиция отношения к оркам сохранилась и дожила до Третьей – причем не только у эльфов, но и у людей, даже младших.
«Углук был перехвачен и окружен на самой опушке Фангорна. И там в конце концов и погиб, от руки Эомера, Третьего Маршала Марки, который бился с ним спешившись, один на один.» /LotR. 3:3. The Uruk-Hai./
Эомер, гордый Маршал Марки, не считает для себя зазорным, спешившись, уравняв условия, сражаться с предводителем орков. Хотя мог бы просто расстрелять его из луков, как бешеную собаку. Из чего логически следует, что хотя бы в каком-то смысле Эомер из Эдораса признал Углука из Ангреноста равным себе.
И даже не стоит упоминать, что благородный Фарамир не считал возможным обманом заводить орка в западню. В рамках всего вышеописанного это вполне понятно.
4. Ты есть то, что ты говоришь.
Но лично для меня главным доказательством эрухинской – и более того, хотя бы частично эльфийской природы орков является другое. И здесь я даже имею наглость претендовать на оригинальность исследования.
На что бы в первую очередь обратил внимание эльф, если бы хотел кого-то понять? На его язык. Да, орквин казался эльфам достаточно уродливым – но уродливым им казался и Куздул, а Валарин – неприятным на слух. Но что это за язык и откуда взялся? Принято считать, что его придумал для орков Саурон. Но это не так. Тху является автором совсем другого, хотя в чем-то и родственного орквину языку – Черного Наречия. А что касается орквина, то я смею предположить, что как сами орки хотя бы частично произошли от эльфов, так же и язык их является эльфийским.
Как это доказать? Давайте попробуем взглянуть на самую доступную для нас часть орквина – имена орков из «Властелина колец». Я попробовал перевести их, попытавшись найти соответствующие орочьим эльфийские (прото-квэнийские, воспользовавшись Этимологиями) корни. И обнаружил, что таковые корни имеют место, причем они выводимы из орочьих методом достаточно простых и последовательных фонетических преобразований.
Вот перечень орочьих имен, с которыми я попытался сопоставить эльфийские формы:
Ug-luk – Ungo-loce (Змея-Паук)
Grish-nakh – Cris-anca (Острые зубы/челюсти)
Shag-rath – Sang(a)-(a)rato (Вождь-угнетатель)
Gor-bag – Ngoro-maca (Ужасный меч)
Mau-hur – Ma(ita)-her(u) (Рука владыки)
и пресловутое понятие Bol-dog, в котором я предполагаю Val(a)-ndak(il), «Могущественный убийца/разитель».
Заметим, что все полученные нами имена имеют очень «орочье» значение. Никаких вам Пламенных Душ или Высоких Лордов – исключительно грозные и стремные характеристики носителя имени (или его функции – подозреваю в Маухуре скорее должность, чем имя). Возможно, это вообще боевые прозвища.
Двое из Туманных Гор еще интереснее. Если Bolg – скорее всего Valaco, Могучий, то Azog – вполне очевидное, даже без особых изменений, производное от очень старого корня Aza/Asa, что значит «солнечный свет». Странно? Да не особо. Для орков солнце – это страшно, это губит, обжигает. Чем «Солнечный» не имя или прозвище для весьма устрашающего вождя и полководца?
В общем, со всей очевидностью это все достаточно спорно, но мне видится здесь определенная логика.
5. Важное послесловие
Стоит, пожалуй, напоследок уточнить одну значимую вещь. Я не пытался и не пытаюсь доказать, что орки были чем-то добрым и славным. Несомненно, этот народ практически полностью находился под доминацией Моргота, а затем Саурона, и причинял тьму бед и разрушений всем остальным. Но темным силам служили и люди. Я не вижу, почему для того, чтобы иметь моральное право в определенной ситуации убить орка, мы должны считать его чем-то принципиально дегуманизированным, не имеющим разума и воли. По-моему, вполне достаточно того, что орк приходит, чтобы убить, и от него приходится защищаться. Как защищались эльфы и люди Запада и от несомненных эрухини – истерлингов, харадрим, черных нумэнорцев.
Конечно, поняв орков как эрухини, мы уже не сможем на ролевой игре изображать светлого эльфа, при этом приказывая рубить всех в капусту и не давая пощады раненым. Но ведь хотя мир, в котором жили герои Толкина – мир достаточно жестокий, глубоко до-христианский – в нем этическое положение персонажа определяется не механически через его принадлежность к определенной расе, а через должное, справедливое и милосердное отношение его ко всей окружающей его реальности. Даже к оркам.